Вы здесь

Заместитель председателя СРО РСПО КО выступил с докладом на заседании консультационного Совета по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при администрации городского округа «Город Калининград»

По последним данным, опубликованным Министерством природных ресурсов и экологии России, город Калининград занял 75-е место в Экологическом рейтинге крупных городов России (исследования проводились в 87 городах).

В городе Калининграде ежегодно образуется более 300 000 тонн отходов, это более полутора миллионов кубометров. Учитывая структуру городского производства и потребления бОльшая часть отходов это отходы имеющие ценные компоненты пригодные для их вовлечения в хозяйственный оборот, а также оказывающие существенное негативное влияние на окружающую среду.

Немного статистики:

Из 354 управляющих компаний и ТСЖ только у 11 заключены договоры на сдачу отработанных люминесцентных и энергосберегающих ламп, из них только 2 сдавали лампы в прошлом году.

Из 256 организации оказывающих услуги автосервиса только 6 организаций осуществляют сдачу отработанных автомобильных шин и ни одной которая сдавала бы отработанные масла на безопасную утилизацию. 

За 5 предшествующих лет из всех организаций, которые выполняли ремонты мягких кровель многоквартирных домов, только одна направляла кровельные отходы на переработку, остальные размещали их либо пиратским способом либо на легальные свалки — нанося существенный вред окружающей среде.

И такие примеры практически по всем видам отходов.

Сразу хочу развенчать устоявшийся миф — переработка отходов (а в новых терминах этот процесс называется утилизация) это далеко не самый прибыльный бизнес, сопряжённый с большими рисками. Предприятия переработчики отходов это малые, высокотехнологичные предприятия, которые выживают либо за счёт диверсифицированности деятельности, либо за счёт привлечения средств как за сбыт своей продукции, так и за счёт платы за утилизацию отхода заказчиком. Единственным прибыльным сегментом в сфере обращения с отходами является транспортировка и захоронение отходов.

Для того, чтобы поддержать малые предприятия нашей отрасли достаточно вовлечь отходы в цивилизованный хозяйственный оборот, в соответствии с действующими законами. Это достигается с одной стороны пристальной надзорной деятельностью, а с другой вовлечением широких слоёв населения в процесс охраны окружающей среды. Для этого необходимо с одной стороны принудить природопользователей исполнять российские законы, а с другой дать людям возможность распоряжаться своими отходами правильно.

Для этого необходимо провести комплекс мер:

  • Обязать все компании управляющие жилым фондом установить контейнеры для сбора от населения отработанных люминесцентных и энергосберегающих ламп. Проинформировать жителей об адресах пунктов приёма. В качестве «бонуса» Союз может предложить проработать вопрос с установкой в УК контейнеров под отработанные батарейки и бесплатно осуществлять их приём.
  • Выделить места для организации площадок для раздельного сбора отходов от населения, а также пунктов приёма опасных отходов таких как отработанные автомобильные шины и аккумуляторы.
  • Провести масштабную информационную компанию по правильному обращению с отходами путём размещения социальной рекламы на улицах города и СМИ, в том числе о местах куда можно сдавать свои отходы. О чём мы неоднократно в последние годы поднимали вопрос.
  • При выполнении работ и услуг для муниципальных нужд, заказчиком или оператором которых выступает город Калининград и его структуры — оплату выполненных работ производить только после предъявления акта об утилизации отходов. Со своей стороны Союз бесплатно окажет исполнителям информационные услуги по поиску легальных операторов по обращению со всеми видами отходов, а заказчику по определению достоверности предоставляемых им документам. Например услуги: по капитальному ремонту многоквартирных домов, пассажирских городских перевозок, дорожный ремонт и строительство, гражданское строительство.
  • Отделу — бывшей административно-технической инспекции г. Калининграда, поручить провести проверку наличия договоров и актов сдачи отходов всех автосервисов, шиномонтажных сервисов, а также транспортных предприятий обслуживающих городские маршруты на предмет соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, а именно — отработанных автомобильных масел, отработанных автомобильных шин и аккумуляторов.   

Безусловно, новый 89-й закон передал большую часть полномочий из муниципалитета в субъект, однако ссылаться на то, что у городских властей нет рычагов воздействия на организации работающие в городе это либо попытка оправдать своё бездействие или отсутствие политической воли (к тому же, учитывая личный прошлый опыт я знаю, что когда надо рычаги находятся). Эти качества я считаю не характерными для действующих руководителей города, поэтому предполагаю, что экологическая проблематика просто раньше не стояла на повестке дня и сейчас самое время поставить создание благоприятной для жизни окружающей среды во главу угла. Важно, что эти шаги не повлекут за собой какие-либо бюджетные расходы, а вот привлечь в бюджет средства, за счёт взимания штрафов за нарушение правил обращения с отходами может.

Выполнение всего комплекса мер по решению экологических проблем города в сфере обращения с отходами принесёт синергетический эффект:

  • улучшение качества жизни горожан за счёт сокращения негативного воздействия от варварского обращения с отходами,
  • привлечение средств в бюджет во-первых за счёт наложения штрафов в рамках разовых компаний по проверке обращения с отходами отдельных категорий природопользователей и во-вторых долгосрочный эффект за счёт мобилизации платы за негативное воздействие на окружающую среду 40 % от которой поступает в местный бюджет,
  • создание новых производств и высокотехнологичных рабочих мест задействованных в сфере обращения с отходами, перерабатывающих производств, а учитывая, что это малые предприятия то их налоги пойдут в местный бюджет,
  • увеличение потоков отходов направляемых на переработку позволит снизить стоимость услуги по утилизации и развивать обращение с видами вторсырья не имеющими коммерческой составляющей, но оказывающих неблагоприятное воздействие на окружающую среду — например отработанные батарейки, загрязнённые пластики,
  • поддержка городских властей широкими слоями населения неравнодушными к экологической проблематике.   

В заключении хочу поблагодарить за совместную работу и отметить большой объём работы, который выполняет управление экологии и благоустройства администрации города при подготовке региональных НПА в сфере обращения с отходами, а также поддержку в развитии системы раздельного сбора отходов от населения. Со своей стороны, для решения означенных задач готовы оперативно делиться опытом и предоставлять любую имеющуюся в нашем распоряжении информацию.

Прошу считать моё выступление официальным обращением к Главе города, а также занести предложения Регионального Союза переработчиков Калининградской области в протокол сегодняшнего заседания.

С уважением, Заместитель председателя СРО РСПО КО, Член Экологического совета при Правительстве Калининградской области, Руководитель аппарата партпроекта «Экология России» партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Калининградской области.

Марк Балановский

Другие новости

© 2012 Региональный Союз Переработчиков Отходов Калининградской Области; +7 (4012) 96-00-28; +7 (4012) 96-00-09; info@rspoko.ru