Вы здесь

Калининградские экологи предлагают изменения в законодательство об обращении с отходами

23 августа, в Учебном центре Регионального Союза переработчиков отходов Калининградской области, ведущие эксперты региона в области промышленной экологии и переработки отходов сформулировали предложения по первоочередным задачам реформирования законодательной базы.

В работе «круглого стола», под руководством председателя Союза Святослава Лавриненко и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгия Дыханова приняли участие руководители предприятий переработчиков отходов, эксперты в области охраны окружающей среды и промышленной экологии, представители экологической науки.

Необходимость данного совещания обусловлена тем, что реформа природоохранного законодательства в области обращения с отходами начавшаяся в конце 2014 года, из-за своей скорости оставляет много пробелов. Федеральные, а в след за ними региональные законы и нормативные акты принимаются рамочно, без подробностей и детальной проработки. Во главу угла ставятся сроки принятия документов, из-за чего нормы становятся вариативными, с множеством допущений на усмотрение конкретных исполнителей в регионах, которые не спешат брать на себя ответственность за эти решения направленные на экологические развитие региона.

Таким образом было сформулировано два основных предложения, затрагивающих федеральные и региональные законы, которые будут направлены в законодательные и исполнительные органы Калининградской области и Российской Федерации, а также партийные институты и крупнейшие предпринимательские объединения страны.

На федеральном уровне предлагается внести изменения в Федеральный закон № 174-ФЗ от 23.11.1995 г. «Об экологической экспертизе» в части государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) новых техники и технологий, а также объектов утилизации и обезвреживания отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Необходимость этих изменений связана со сложностью и дороговизной проведения ГЭЭ, что подтверждает официальная информация о прохождении ГЭЭ, где основными получателями экспертизы являются предприятия уровня Лукойла, Газпрома и РЖД, а также ограниченного круга крупных разработчиков технологий. В случае с новыми технологиями утилизации и обезвреживания отходов до сих пор нет чёткого определения, какие технологии считаются новыми, а какие нет, что позволяет каждому конкретному исполнителю трактовать эту норму в свою пользу. Также до сих пор нет даже списка необходимых документов для проведения ГЭЭ, критериев, кроме мнения эксперта, оценки техники и технологии. Имеются пробелы связанные с принципом оценки технологий, при котором оценивают не принцип обезвреживания отходов, а конкретного производителя оборудования, после чего надзорные органы, по сути, выступают в роли лоббистов производителей оборудования. В среднем такая экспертиза может стоить до 1 млн. рублей из-за чего малые предприятия не могут себе этого позволить. Как результат множество технологий и опытных образцов современного оборудования находятся вне закона.

Вместе с тем, процесс сбора документов и прохождения ГЭЭ во многом схож с процессом лицензирования деятельности по обращению с отходами, где основой является санитарно-эпидемиологическая экспертиза, которая определяет соответствие оборудования, технологий, зданий, сооружений нормам санитарного благополучия человека. Более того в случае с лицензированием деятельности есть исчерпывающий административный регламент, а органы Росприроднадзора обладают специалистами с соответствующей для экспертизы квалификацией. Поэтому предложено определить для субъектов МСП порядок прохождения государственной экологической экспертизы тождественным прохождению лицензирования, то есть с исчерпывающим перечнем документов и причин отказа, а также фиксированной госпошлиной, силами органов Росприроднадзора. Это позволит создать целый пласт малых инновационных предприятий с высококвалифицированными рабочими местами по все стране. Что даст мультипликационный эффект для улучшения окружающей среды и комфортности проживания человека.
На региональном уровне предложено внести изменения в закон «Об отходах производства и потребления в Калининградской области», правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами, региональную программу и территориальную схему по обращению с отходами в части конкретизации принципов организации раздельного сбора отходов. Дело в том, что федеральные и региональные нормативные акты дают три варианта создания такой системы. Вместе с тем, для организации переработки твёрдых коммунальных отходов, наиболее современным и оптимальным является дуальный раздельный сбор — на утилизируемую и неутилизируемую фракции. Несмотря на то, что этот принцип был предложен Союзом, в своей «Концепции по организации раздельного сбора отходов в Калининградской области» ещё в 2015 году и был одобрен отраслевым сообществом, а также экспертами и общественными объединениями, он до сих пор не нашёл своего отражения в региональных нормативных актах. Вместе с тем, по этому пути уже идут ряд регионов России, в частности весной этого года он был принят на законодательном уровне в Московской области. В то время, как нынешнее законодательство Калининградской области позволяет вообще не вводить раздельный сбор отдавая его на усмотрение будущего регионального оператора по ТКО, организовывать его на мусоросортировочном заводе (что технологически бессмысленно), на два контейнера или на много контейнеров, а также передавать этот вопрос в ведение муниципалитетов. Последнее означает, что он не будет внедрён никогда, так как это было полномочиями муниципалитетов последние 15 лет и практически ни где в стране муниципальные власти раздельный сбор не внедрили.

Поэтому предложено оставить вопрос внедрения раздельного сбора в ведении региональных властей, определить этапность внедрения и чёткие сроки до 2020 года, чтобы была возможность реализовать смелые планы по достижению переработки отходов к 2025 году, отраженные в территориальной схеме и региональной программе по обращению с отходами. Определить единый для всех участников принцип разделения отходов на два контейнера — утилизируемую и неутилизируемую фракцию — с обязательным выделением опасных отходов, таких как ртутьсодержащие лампы и батарейки в отдельный контейнер.

Другие новости

© 2012 Региональный Союз Переработчиков Отходов Калининградской Области; +7 (4012) 96-00-28; +7 (4012) 96-00-09; info@rspoko.ru