Региональный Союз переработчиков отходов Калининградской области (РСПО КО), образованный в 2009 году, и на начало 2013 года состоит из 22 предприятий, работающих в области обращения отходов. Все члены Союза относятся к категории практиков, и деятельность предприятий включает в себя виды деятельности от сбора и перевозки разных отходов до переработки и получения готовой товарной продукции из отходов. Поэтому мы реально понимаем проблематику данного сектора изнутри и в состоянии дать оценку действующей системе обращения отходов и общей системе охраны окружающей среды.
Переработчики постоянно сталкиваются с формальным или равнодушным отношением, это мягко говоря, к отрасли в целом со стороны исполнительной власти на разных уровнях.
Задались вопросом, почему такое отношение в целом к экологии региона со стороны исполнительной власти, со стороны предприятий, со стороны жителей региона? Почему одни намеренно нарушают или не исполняют законы, вторые не хотят проявлять волю и интерес к природоохранным мероприятиям, а третьи, закрывая глаза на происходящее, формально выполняют свои обязанности, не неся никакой ответственности за результаты деятельности? Почему даже судьи занимают позицию наставников, контролирующих и надзорных органов, обучают инспекторов на совещаниях и семинарах и заставляют безапелляционно штрафовать всех подряд, при этом требуя наполнять бюджет?
Какая экологическая обстановка в Калининградской области на начало 2013 г.?
Мы провели анализ экологической тематики в целом в регионе, изучили, какие проекты и целевые программы планировались в Калининградской области. Попытались найти отчёты, доклады о проделанной работе в регионе и, информацию о том, как освоены выделенные федеральные и региональные деньги. И самое главное - какие результаты по факту достигнуты (в Приложении 3 отражена краткая характеристика целевой Государственной программы Калининградской области «Экологическое оздоровление территории Калининградской области на 2008 – 2012 годы» с выделенными на неё более 20 млрд. рублей).
По итогам анализа выяснили, что есть начало нескольких проектов, но нет результатов по большинству пунктов при их реализации или процессы приторможены по ряду причин. Программы буксуют и не выполняются, и где ответственные за этот не контролируемый процесс? Не опубликованы ни промежуточные доклады после 2008 года, ни итоговый доклад по реализации программы и освоению приличного бюджета.
Мы все знаем, что 2013 год объявлен Президентом РФ Годом охраны окружающей среды в РФ, и позиция президента, озвученная Аркадием Дворковичем на первом съезде переработчиков России, — это создание современной отходоперерабатывающей отрасли в РФ на основе лучшего мирового опыта. И заметьте, представлять Калининградскую область на этом съезде правительство Калининградской области попросило Региональный союз, как структуру, работающую в данном секторе. На этом статусном мероприятии не было никого от правительства Калининградской области. Это хороший показатель отношения к перспективе развития отрасли в целом.
Изучив структуру в исполнительной власти Калининградской области, пришли к выводу, что мировой опыт, о котором говорил президент РФ, как инструмент скорейшего развития отходоперерабатывающей отрасли брать некому, нет в высшей исполнительной власти региона структуры, формирующей стратегию развития отходоперерабатывающей отрасли, нет чёткого политического курса на решение экологических проблем.
Отсутствие такой структуры, как Министерство экологии (назовём пока так, как рабочий вариант, высший орган исполнительной власти), которое должно формировать политику и стратегию в области экологии в Калининградской области, не отменяет поставленных задач и мероприятий в части охраны окружающей среды, в т.ч. и водных ресурсов. Поэтому все функции этого органа и ответственность за выполнение поставленных задач размазаны по региональным министерствам и службам, а также территориальным подразделениям федеральных органов (в Приложении 4 - таблица и в Приложении 5 - перечень функций, распределённых среди министерств, относящихся к одному ведомству). Функции распределены по следующим ведомствам: министерство ЖКХ, министерство промышленности, министерство развития инфраструктуры, министерство муниципального развития, министерство образования, ряд федеральных подразделений: прокуратура, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Ростехнадзор и региональные АТИ, служба по экологическому контролю и надзору.
Рассмотрим существующее положение дел в сегменте отходов ТБО, ПО, строительных отходов.
В 2012 году был разработан документ под названием «Генеральная схема санитарной очистки города Калининграда»; аналогичные документы разрабатывались во всех муниципалитетах согласно требованиям региональной программы «Обращение с отходами производства и потребления в Калининградской области на 2012-2016 г.». Так вот, в самой программе, не говоря уже о документах, выходящих в процессе реализации данной программы, совершенно не учтены отходы, которые формируются на производствах, предприятиях, иначе говоря, промотходы и строительные отходы (прошу обратить внимание на название самой программы, чтобы стало ясно о подходе и понимании составителей). Необходимо добавить ещё и накопленные отходы на предприятиях и хранящиеся долгие годы, а они ведь есть, но их никто не хочет замечать по причине отсутствия данных о количестве накопленных или вышеуказанных поступающих отходах. А ведь эта программа региональная, на четыре года и с определённым финансированием, и мы знаем, что она не доработана, а корректировать её нам не позволяют.
Генеральные схемы санитарной очистки городов Калининградской области совершенно не учитывают существующее инфраструктурное развитие малого предпринимательства в области переработки отходов (других в области просто нет). Документы, в частности, программа по отходам на 2012-2016 годы, и вытекающие из программы документы сделаны на основе данных 20-летней давности, на основе сухой и необъективной статистики и устаревших технологий и, что самое интересное, как правило, с помощью одного компьютера и интернета, не выходя из кабинета. В итоге все документы, полученные таким образом, ложатся в долгосрочную основу к исполнению. С кого спросить за такой формальный подход - в срок выполнить порученную задачу, иначе не будет премии?
Сегодня мы имеем полное отсутствие понимания в обществе о системе обращения отходов. Исполнение и контроль поставленных задач сегодня трактуется так, как посчитают нужным в той или иной ситуации, и само понимание задач имеет несколько вариантов, и ответственность за это никто не несёт. Ни один инвестор сегодня не зайдёт к нам с чёткими и ясными предложениями для развития в области экологии. Десятки ходоков ежегодно предлагающих разные способы переработки: сжигания, утилизации - кто на что горазд. А почему нам самим не попытаться понять, что нужно для Калининградской области, какие технологии, и какие нужны специалисты для реализации стратегии? Где тот орган в нашей области, который пригласит специалистов в области экологического инжиниринга, специалистов в области системного подхода в обращении отходов?
В нашем регионе всё в одном лице, но глава области не специалист в области экологии, вот ему и предлагают то одно реализовать, то другое. Может, хватит проводить над собой эксперименты: у нас под боком, в Европе, развитые инфраструктуры в области обращения отходов, а мы ввозим из России непонятные технологии с ручными сортировками, надеясь на дешёвую азиатскую рабочую силу.
У нас формально построены и введены в непонятную эксплуатацию два полигона на востоке и на севере области. Что из себя представляют эти полигоны? По сути, те же свалки только покрытые мембраной для сбора фильтрата. Полигон на востоке строится уже пять лет, на нём предусмотрена ручная сортировка и отбор 5% из объёма отходов, остальное как сваливалось, так и будет сваливаться в одну кучу. Полигон на севере области вообще не предусматривает перерабатывающую инфраструктуру, так как мощности 100 кВт по энергообеспечению с трудом будет хватать на обслуживание полигона (очистные, освещение, весовая, бытовые помещения). Что в итоге мы имеем? Две свалки, не снижающие техногенную нагрузку на окружающую среду, также будут гнить, гореть, выделять метан. По заключению Росприроднадзора в 2012 году, не смотря на все ранее утверждённые программы по строительству полигонов, в Калининградской области нет полигонов, полностью отвечающих требованиям СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию для полигонов ТБО» (Приложение 2 — информационный бюллетень Росприроднадзора на 2012 год).
К сожалению, так во всём, где-то не учли, не хватило опыта, не предусмотрели, не хватило денег, нет полномочий и прочее, лишь бы формально выполнить поставленную задачу.
Кто виноват? В данной ситуации, считаю, виноватых конкретных личностей нет. И проектирование полигонов началось задолго до прихода действующего губернатора, и генпланы санитарной очистки городов писались умными людьми.
Вывод такой: как и какая задача была поставлена, так её и выполнили. Поставили бы правильно задачу, с полной ответственностью конкретных людей, тогда бы и проанализировали вопрос, и специалистов пригласили, собрали все данные и сделали бы совершенно всё по другому!
На более низком уровне распространено враньё в системе сдачи отходов, в том числе и опасных, по договорам на утилизацию. Медицинские учреждения, школы, садики, частные стоматологии, по сути, все предприятия, которые по закону должны сдавать весь объём накопленных отходов по определённому графику в специализированные предприятия. Что имеем по факту — заключаются формально договоры для получения лицензий и прочих документов, а сдают маленькую часть отходов для проформы, остальное выбрасывают в ТБО, а большинство вообще ничего не сдают в утилизацию для сохранения копеек, выделенных на эту статью расходов. Мы в рамках Союза провели большую работу по определению объёмов образующихся медицинских отходов и объёмов, сдаваемых на переработку или утилизацию. Так вот, соотношение 700 тонн к 20 тоннам. Куда идёт основной объём отходов, и как он утилизируется, мы не смогли понять. Обратились с письмом и данной статистикой, где были указаны практически все медицинские учреждения и данные по ним в части утилизации отходов в Минздрав КО, но ответа не получили, как выяснилось по истечении двух месяцев, что письмо имеющее штамп правительства КО о приёме, так и не дошло до адресата. Кто виноват? Как с этим бороться? Надзорные органы говорят: сами мы не можем прийти, пишите, мы проверим. И что, на всех писать? Бумаги не хватит, не говоря уже о штатном количестве специалистов! Большинство медицинских отходов просто открыто сжигается в лечебных учреждениях, выделяя отравляющие химические вещества, или выбрасываются в ТБО, повышая тем самым класс опасности при захоронении на свалке. А как видно из информационного бюллетеня главного санитарного врача Калининградской области Т. П. Груничевой, 1 место в структуре заболеваемости населения КО занимает с большим отрывом, класс болезней органов дыхания. Из года в год - первые места, с тенденцией к ежегодному увеличению числа заболевших (Приложение 2 — информационный бюллетень Роспотребнадзора на 2012 год). Если уже лечебные учреждения не соблюдают экологические нормы и наносят вред, то в данной ситуации выход один - необходимо менять систему и подход, а не бороться системой наказаний и штрафов.
Пример из практики. В данное время вся нагрузка на сбор ТБО и захоронение лежит на всех нас, жителях Калининградской области. Юридические лица, в том числе и малое предпринимательство, в большинстве своём не имеют заключённых договоров на вывоз и утилизацию отходов, а образованный мусор от офисов, магазинов, предприятий выбрасывается в контейнеры общего пользования, за которые платим все мы. Я не беру в учёт разовые заказы контейнеров на вывоз большого количества мусора с предприятия, которые оплачиваются предприятием по предоплате. И это пример — предприятию нужно избавиться от мусора, и оно платит за вывоз те деньги, которые обозначает коммерческий перевозчик, выхода нет.
Какое отношение к предпринимателям, относящим себя в отрасль обращения отходов? Полное равнодушие и игнорирование со стороны исполнительной власти, поэтому кто как хочет, тот так и работает, лишь бы выжить или получить побольше прибыль. Порой принося вред больший в процессе переработки отходов, нежели получаемый экологический эффект и снятие негативной нагрузки при переработке отходов.
Возьмём пример опасных отходов: ртуть и кислоты, слитые из аккумуляторов. Как уже было сказано, не все предприятия из области обращения отходов, являются борцами за чистоту технологий при переработки на своих предприятиях. А ведь именно эти предприятия должны нести наибольшую ответственность перед окружающей средой и законом. Предприятие, перерабатывающее ртуть содержащие отходы, вынуждено отказываться от переработки приборов с ртутью из-за невозможности вывезти эту ртуть за пределы области на утилизацию. Более того, накопленную ртуть в чистом виде пока не может вывезти и региональная структура, имеющая лицензию на обращение с ртутью. И реально больше никто не занимается сбором и переработкой опасных отходов, содержащих ртуть!!! А ведь это особо опасный отход, который в природе может находиться в любых формах, накапливается в организме и не выводится из него, тем самым нарушая функции органов и вызывая онкологию!!! Сегодня большое количество приборов с ртутью выбрасывается в ТБО по неграмотности населения и попустительству региональных структур. (Приложение 6 — выдержка из информационного бюллетеня Росприроднадзора о заболеваемости злокачественными новообразованиями среди населения Калининградской области в 2011 году).
За два года в земли Калининградской области слито более 4 тысяч тонн особо опасного состава кислот из автомобильных аккумуляторов, а сами аккумуляторы перевозятся на территорию России с нарушением экологического законодательства как цветной лом. Хотя, по факту, отходы аккумуляторов являются опасными отходами, не имеющими права транспортировки, тем более транзита через Евросоюз. Таможенные органы каким-то образом закрывают на это глаза и находят документы, по которым можно вывозить данный опасный отход. И при этом региональная казна недополучает от транзита скрытых опасных отходов миллионы рублей, так нужные для стабилизации экологического баланса в регионе.
Существующая система и подход к экологии региона позволяют травить население повышенным фоном свинца и ртути, которая ввиду отсутствия переработчика выбрасывается в ТБО. Взамен - получение сверхприбыли отдельными предприятиями, не выполняющими экологическое законодательство. И это только один из примеров. Была предпринята попытка проработать проблему с отдельными министрами Калининградской области, которым следует отдать должное, вникли и сделали попытку решить проблему. И что? Проблема решалась до уровня обозначенных полномочий данного министерства, а далее тупик: или полномочия нужны, или нужно закон дорабатывать.
Ещё обидный фактор для малого предпринимательства из области обращения отходов. Калининградская область, как, впрочем, и вся Россия, сейчас является сырьевым придатком не только по газу и по нефти, но и по образованным вторичным отходам. Для наших соседей по Калининградской области мы сырьевой придаток ликвидных отходов по той цене, которая устраивает покупателя. Нас считают «одноразовой глупой страной» и не скрывают этого. Выбирают самое лучшее, грязь остаётся в области. Наши соседи установили недалеко от границ ряд перерабатывающих производств, и мы их питаем сырьём. Более того, все грязные производства, свалки и полигоны, европейские соседи размещают возле наших границ, а мы «умные?» тянем смердящие свалки в центры городов. И руководство города Калининграда делает всё, только бы сохранить систему сваливания отходов перед носом у населения, лишь бы не сломалась схема притока средств.
В связи с тем, что ряд больших производств в области, такие как автосборочные, ряд других сборочных предприятий, сети, маркеты, пищевые производства, формируют основную часть ликвидных отходов, которые никак не фиксируют при ввозе в область упаковку, или фиксируется малая её часть. Соответственно, этих отходов по факту нет, и нельзя предъявить вопрос: где накопленный отход, и куда его дели? Тем самым формируется теневой оборот ликвидных отходов и недополучение средств в казну региона. В связи с тем, что невозможно официально подтвердить происхождение отхода — упаковки, она скидывается покупателю по выгодной для него цене, и опять таможня включается не тормозящим звеном в этой цепочке, а помогающим развивать теневой оборот отходов и коррупцию. Вместо того чтобы исполнять законы и пытаться организовать экономически и экологически выгодные производства для региона, развивать малое предпринимательство и местное производство, дополнительно получаем нагрузку на окружающую среду. Отсутствие системы мониторинга позволяет развиваться коррупционным схемам и недополучать средства в бюджет региона.
Местные калининградские переработчики отходов, которые смогли организовать глубокую переработку ряда отходов, столкнулись с проблемой отсутствия достаточного объёма перерабатываемых отходов, ввиду отсутствия централизации отходов, и неисполнения муниципальными органами своих должностных обязательств и со сбытом произведённой продукции на территории области. Отсутствие поддержки местного производителя на региональном уровне — это нарушение федерального закона № 89, в котором сказано, что муниципалитеты должны вовлекать в хозяйственный оборот продукцию, произведённую из отходов. Кто заставит глав муниципалитетов выполнять законы? Что, опять коррупционные договорённости. Поставлять всё за откаты?
Отсутствие системы квотирования и внутреннего регионального заказа на продукцию губят начинания переработчиков, и опять казна пуста. При чётко сформулированной стратегии развития отрасли и её контроля с конкретными ответственными лицами ситуация была бы другой. Сейчас безнаказанность первых лиц муниципальных органов позволяет давать распоряжения на сжигание и закапывание покрышек в тёмное время суток, а отдельные личности, не скрывая своего хамства, заявляют, что вся экология им до одного места. И в данном случае ни для кого это большой новостью не стало. Долго это будет продолжаться?
Региональный Союз переработчиков отходов с этим мириться больше не может.
Сравнительный анализ работы регионов.
В отсутствии отраслевого исполнительного органа в правительстве КО, специалистов и общего интереса развивать тему формирования отрасли экологии в Калининградской области, Региональный Союз проанализировал систему, чтобы понять, как работают в других российских регионах в области экологии. Наши специалисты изучили работу органов исполнительной власти нескольких регионов в части исполнения природоохранных мер. Критерием для нас стал ряд факторов, но решающими всё-таки стали значимые спортивные мероприятия — Олимпиада, универсиада, Чемпионат мира по футболу. Изучили и сравнили три К — это Калининград, Казань, Краснодар.
Остановились на сравнении Калининградской области и Краснодарского края.
Критерии:
1. В Краснодарском крае пропорционально в 5,5 раз больше, чем в Калининградской области население, территория, и региональный бюджет. Соответственно, в чём-то условия похожие.
2. Значимое спортивное мероприятие — Олимпиада. Мы отвечаем Чемпионатом мира по футболу.
3. Курортная зона у Краснодарского края, и Калининградская область позиционирует туристический кластер в ближайшем будущем.
4. Морская инфраструктура присутствует и там, и здесь.
Небольшой ряд отличий:
1. В Краснодарском крае в 2012 году создали Министерство природных ресурсов и лесного хозяйства, объединив два департамента. При объединённой штатной численности в министерстве работают 400 человек. В правительстве Калининградской области полное отсутствие какого-либо органа, отвечающего за стратегию и политику в части природоохранных мероприятий. Соответственно, и специалистов в штате тоже нет.
2. В Краснодаре объединили в одном министерстве все экологические отраслевые функции, а в Калининграде размазали все функции по министерствам при полном отсутствии ответственности за неисполнение поставленных задач (Приложение 4 и Приложение 5).
3. В Краснодаре экологические задачи поставили в приоритет и разработали стратегию и концепцию развития края в области природоохранных мероприятий, в Калининграде экологию задвинули на самое последнее место при полном отсутствии стратегии развития природоохранных мероприятий и политическом равнодушии к экологии в целом.
4. В Краснодарском крае закрыли злостные полигоны вблизи больших городов и, временно вывозя мусор за 330 км в глубь края от природоохранных зон, временно складируя упакованные ТБО, создают условия для цивилизованной утилизации и переработки отходов. В Калининграде, наоборот, пятилетками строят не совсем правильные полигоны и продлевают ещё на годы работу смердящей свалки в посёлке Космодемьянского, находящейся под сердцем города. А предложение по вывозу отходов на захоронение за 35 километров является запредельным и не-реальным, вместо того, чтобы искать пути цивилизованной утилизации уже ставших ядовитыми отходов ТБО.
5. В Краснодарском крае считают важным и необходимым пригласить специалистов из Германии для определения пути развития природоохранных мероприятий и взять за основу отрегулированную систему в законодательстве для адаптации её в крае, причём сами оплачивают услуги европейских специалистов, а в Калининградской области постоянные экологические делегации из Германии, предлагающие свои услуги за деньги Евросоюза, - только воспользуйся, но нет, даже отмахиваемся от них и не хотим сотрудничать.
Я думаю, хватит грустных сравнительных примеров. И если кто-то скажет, что всё это благодаря деньгам, которые текут в Сочи на строительство спортивных объектов, хочу разочаровать, что никакого финансового потока от Сочи Краснодарский край не видит. Во-первых, отдельный бюджет, а во-вторых, пристальное внимание контролирующих органов ещё и отвлекает от планомерной реализации задуманной стратегии. В одном можно согласиться, что благодаря Сочи, Краснодарский край получил ускорение по реализации экологических проектов, но ведь и у нас то же самое — Чемпионат мира, пора включаться в работу!
Задаёмся вопросами:
А кто всё-таки будет решать все эти проблемы в экологической теме?
Нужно ли нам их решать или нет?
Мы что, живём одним днём, и у нас нет будущего?
Как мы собираемся провести Чемпионат мира по футболу, где одно из требований - ноль отходов. И строительство просто ещё одного полигона, или установка несовременного оборудования по сортировке отходов не решит проблем координально. Необходимо разрабатывать систему мер включающих десятки направлений в природоохранных мероприятиях.
Региональный Союз переработчиков отходов Калининградской области проанализировал существующую ситуацию. Она такая, какая есть, сложилась десятилетиями, и кого-то, «мочить» за эту ситуацию будет неверным решением, потому что ни одно карательное действие по отношению к кому-либо не исправит положение и не улучшит экологическую обстановку в Калининградской области.
Необходимо начать вырабатывать систему мероприятий и решений для создания системного отраслевого подхода в комплексе мер от законодательных до мотивационных, и это большой труд.
Предложения РСПО КО:
1. В ближайшее время организовать рабочую группу из состава региональных специалистов — экологов и практиков - для выработки предложений и обработки поступающих предложений, для формирования стратегии развития отходоперерабатывающей отрасли и природоохранных мероприятий.
2. Наладить межрегиональные взаимоотношения между Калининградской областью, Краснодарским краем и Татарстаном для изучения опыта по подготовке к проведению спортивных мероприятий Олимпиады и Универсиады в части принятых законов, мероприятий и системного подхода к региону в целом.
3. Рассмотреть на заседании областной Думы и выйти с предложением к правительству Калининградской области о создании министерства экологии (или министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов) Калининградской области. Проект Постановления прилагается (Приложение 7).
Основные направления деятельности и зоны ответственности министерства:
1. Согласно закону РФ №7ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 6 «Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений связанных с охраной окружающей среды» (Приложение 1), принять полномочия и сформировать чёткую стратегию природоохранных мероприятий, по опыту аналогичных ведомств РФ.
2. Участие в разработке законов и нормативно-правовых актов и инициатива о внесении изменений в российское законодательство с учётом лучшего мирового опыта.
3. На основе консультационного опыта принять концепцию развития отходоперерабатывающей отрасли и применить системный подход при реализации поставленных задач, используя последний опыт и выверенные решения Евросоюза и регионов РФ.
4. Разработка регионального закона об экологии на примере разработанных законов в регионах РФ. Данный закон должен учитывать специфику региона, границы и стратегическую цель Калининградской области в целом. Калининградская область должна быть примером для всей РФ, а не плестись в хвосте с вытянутой рукой.
5. Координация всех структур исполнительной власти, надзорных органов, коммерческих предприятий, работающих в области природоохранных мероприятий, определение для всех единых правил участия в экологическом секторе и определение ответственных лиц за исполнение поставленных задач. Вывод из тени сектора оборота вторичного сырья для пополнения бюджета региона.
6. Создание условий для малого предпринимательства, участвующего в экологическом секторе, определение квот и преференций для местного производителя, проведение всего всё через местный закон. Создание региональной структуры саморегулируемых организаций, работающих в отходоперерабатывающей отрасли. Вывод всех опасных и грязных предприятий из городов области на единые чётко контролируемые промышленные площадки с обеспечением для них инфраструктуры для развития.
7. Формирование конкурентной среды среди переработчиков через чёткие правила заключения договоров со всеми хозяйствующими субъектами и условиями выполнения данных договоров.
8. Создание центра экологического мониторинга. Используя наработанный опыт европейских коллег и консультантов, систематизация и модернизация всей экологической инфраструктуры Калининградской области, и в краткосрочной перспективе трансляция опыта на территорию РФ.
9. Разработка и обеспечение реализации долгосрочных областных программ.
10. Разработка и осуществление мер по охране средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций зелёных насаждений.
11. Осуществление контроля за недрами, обращением с отходами, охраной воздуха, водных объектов и особо охраняемых заповедников.
12. Учёт объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду и определение размера вреда окружающей среде, предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде и обращение в суд с требованием об ограничении хозяйственной деятельности.
13. Контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду и формирование предложений по целевому использованию средств на природоохранные мероприятия.
14. Ежегодное формирование отчёта о динамике развития отрасли в Калининградской области.
15. Информирование населения о состоянии окружающей среды.
16. Участие в организации системы экологического образования и экологической культуры. Закон Калининградской области от 02.07.2012 N 132"Об экологической культуре, экологическом образовании и просвещении населения Калининградской области"(принят Калининградской областной Думой 21.06.2012
17. Проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня и выдача лицензий с контролем исполнения.
18. Организация эффективного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в области охраны окружающей среды.
Мы уверены, что приведённые факты и примеры - это далеко не весь перечень сложившейся ситуации в области охраны окружающей среды в Калининградской области. Они ярко отражают существующее положение дел и не требуют каких-либо дополнительных доказательств. У всех на виду необходимость перемен и принятия координальных решений.
Мы уверены, что региону необходим высший орган исполнительной власти со всем набором инструментов для скорейшего налаживания экологической обстановки и что наше предложение получит поддержку у общественности, парламента и правительства Калининградской области.
Требуется целенаправленная работа с обществом в целом, не деля на чиновников и жителей, на богатых и бедных, на плохих и хороших. Область у нас одна, и пора начинать уважать себя.
Мы уверены, что перемены в Калининградской области наступят именно в Год охраны окружающей среды в РФ», объявленный президентом РФ.
Председатель Регионального Союза переработчиков отходов Калининградской области
Святослав Лавриненко