В настоящее время обсуждаются законопроекты об отнесении сроков обязательного лицензирования деятельности по сбору, транспортировке, обработке и утилизации отходов на 2019-2020 годы. Учитывая, что такой законопроект уже внесён в Государственную Думу и частично принималось решение на заседании Правительства РФ, то об этом можно говорить с уверенностью. Причина: не сформированный новый ФККО, поэтому нет возможности выдавать лицензии по новым кодам отходов.
Учитывая, что несмотря на отсутствие обязательного лицензирования, сфера обращения с отходами не может находится в правовом вакууме существует два сценария развития. Простой и сложный.
Простой, который уже много лет обсуждался и выпал из итоговой редакции 458-ФЗ, это введение обязательного саморегулирования отрасли обращения с отходами. В пользу этого говорит то, что на протяжении последних лет создавалась многоуровневая инфраструктура саморегулирования: региональные СРО — межрегиональные СРО — Национальный союз СРО операторов по обращению с отходами (26 СРО насчитывающих более 1500 профессиональных участников). Правовой статус СРО подкреплён многолетней правоприменительной практикой в других отраслях. Ответственность оператора гарантируется страхованием и компенсационным фондом СРО.
Сложный сценарий заключается в том, что лицензия выданная предприятию на деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности это всего лишь документ подтверждающий соответствие организации действующим законам, правилам и нормам в сфере обращения с отходами. И обращение за лицензией это финальный этап приведения предприятием своей деятельности в соответствие с этими законами, правилами и нормами.
Первой составляющей является то, что отсутствие необходимости прохождения этого заключительного этапа, вовсе не означает освобождение предприятия от необходимости этим нормам соответствовать. Для легального осуществления деятельности необходимо провести ряд мероприятий, получить или принять ряд документов, таких как: санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предприятия нормам санитарного законодательства, пройти обучение руководителям и сотрудникам допущенным до обращения с отходами по программам экологической безопасности, принять программу производственного экологического контроля, иметь инструкции по обращению с отходами, паспорта отходов, технические паспорта, технологические регламенты и заключения СЭС на применяемое оборудование и технологии и многое другое, а также подавать расчёты платы за НВОС, 2-ТП отходы, региональный кадастр отходов вплоть до прохождения регулярных медосмотров работниками непосредственно осуществляющих деятельность с отходами и стандартизацию (оценку) рабочих мест.
Второй составляющей частью является экологический аудит. Цель аудита предотвратить неблагоприятные последствия для окружающей среды и самого предприятия наступившие в результате несоблюдения законодательства в сфере обращении с отходами. Законопроект об экологическом аудите сейчас обсуждается на различных федеральных ресурсах и планируется, что он начнёт действовать в 2016-2017 годах. Учитывая динамичность природоохранного законодательства окончательные нормы вводимые этим законом до его опубликования будут не ясны, однако уже сейчас понятны основные тенденции. Первая тенденция это введение обязательного экологического аудита для предприятий работающих с опасными отходами и ведущие потенциально опасную для окружающей среды деятельность. Вторая это замена планового государственного экологического надзора экологическим аудитом. Учитывая разность подходов государственных надзорных органов (выявить и наказать) и аудиторов (выявить и привести в соответствие) можно смело говорить о востребованности это деятельности всеми категориями природопользователей и в первую очередь операторами по обращению с отходами.
В виду ужесточения законодательства в сфере обращения с отходами и сменой подходов к обращению с отходами природопользователями выражающееся в более ответственном подборе контрагентов — операторов по обращению с отходами на первый план выходит не цена услуги по утилизации, а надёжность и легальность оператора, которая должна подтверждаться документально. Поэтому предприятия члены Союза могут получать консультации по тому как правильно выстроить оформление своей деятельности. В рамках текущей контрольной деятельности пройти предварительный экологический аудит своей деятельности, результатом которого будут конкретные рекомендации и план действий на случай развития любого из возможных сценариев государственного регулирования сферы обращения с отходами будь то лицензирование, саморегулирование или приведение деятельности предприятия в соответствие с действующими нормами законодательства об обращении с отходами.
Автор: Марк Балановский