В понедельник, 8 февраля визитом на современное предприятие по переработке автомобильных шин завершился проект по исследованию проблем обращения с отходами эксплуатации автотранспорта в Калининградской области. Комплексное исследование проводилось в 2015 году специалистами Регионального Союза переработчиков отходов Калининградской области и партпроектом «Экология России».
Вопросы переработки автомобильных шин в Калининградской области стоят очень остро. Учитывая высокий уровень автомобилизации населения, в регионе ежегодно образуется порядка 30 000 тонн отходов автошин. В регионе достаточно широко представлены услуги по утилизации этих отходов. Так только в Региональном Союзе переработчиков отходов Калининградской области состоят 4 предприятия по утилизации автошин суммарной мощностью переработки до 8 200 тонн в год, с возможностью увеличения переработки до 18 000 тонн в год.
Особенностью переработки автошин является то, что в результате получаются готовые товары пригодные к потреблению, как для организаций, так и для потребителей физических лиц. Переработка шин представлена двумя способами. Первый это механический — при котором получается резиновая крошка, которая может использоваться как полуфабрикат при производстве резиновых покрытий, так и для производства кровельных материалов. При этом способе переработки шины измельчаются — отходом является как корд (металлический и тканевый), так и резиновая пыль, которая также может использоваться для дальнейшей переработки. Конечный продукт это резиновое покрытие для спортивных сооружений и детских площадок, а также, при применении термопрессов, получается универсальная резиновая тротуарная плитка особенностью которой является стойкость к неблагоприятным погодным ресурсам и долговечность. Второй способ это пиролиз (высокотемпературное разложение шины на составляющие в замкнутом контуре, т. е. без каких-либо выбросов). Результатом переработки в этом случае является печное топливо, которое имеет практически такие же характеристики как топочный мазут, но при этом имеет среднюю цену 15 рублей за литр. Современное качество этого топлива позволяет использовать его и в тепловых пушках импортного производства. Также как и в первом случае образуется металлический корд, как самостоятельное вторсырьё, а также высококачественный уголь — технический углерод — который может использоваться и как самостоятельный энергетический ресурс, так и выступать в роли абсорбента для ликвидации техногенных аварий связанных с разливом химических веществ. Преимуществами этого способа является ещё и то, что попутно можно утилизировать ещё и отработанные железнодорожные шпалы, топливные фильтры, замазученные грунты и ветошь. Переработка шин в топливные ресурсы является в какой-то степени особенностью нашего региона, так как подавляющее большинство перерабатывающих этот отход предприятий в других субъектах РФ ориентированы исключительно на получение резиновой крошки. Например в Центральном федеральном округе доля таких предприятий составляет 95 % от общего их количества. Это связано с дешевизной и общей доступности природного газа для всех категорий потребителей.
Этот сегмент переработки отходов является одним из самых показательных для отрасли, в части основных проблем развития. Переработка отходов это высокотехнологичная сфера деятельности, которая сопряжена с большими эксплуатационными расходами, высокой квалификацией персонала и экологическими рисками. Переработчик может получать средства из двух источников — плата за утилизацию отходов и продажа продукции переработки. К сожалению в настоящее время по отдельности ни один из этих источников не может в полной мере даже окупить процесс утилизации. С одной стороны существуют жители, которые во многом готовы сдавать шины на переработку. С другой есть автосервисы, многие из которых даже берут плату с граждан за утилизацию, однако сдают шины переработчикам единицы. В свою очередь массовый сбыт продукции тоже не возможен в силу разных причин. Например серьёзную конкуренцию печному топливу составляют экологические пираты которые успешно организовали «чёрный рынок» оборота отработанных машинных масел. Так как при смешивании, например мазута с отработанным машинным маслом результат по получении энергии практически одинаков. При стоимости масла отработки 2-3 рубля за литр экономический эффект очевиден, как впрочем и существенный вред окружающей среде и здоровью жителей.