Вы здесь

24 октября 2022 года состоялось совместное заседание комитетов по экологии ТПП России и Калининградской ТПП

24 октября 2022 года состоялось совместное заседание комитетов по экологии ТПП России и Калининградской ТПП, в котором приняли участие свыше 100 представителей бизнеса, экспертного сообщества и торгово-промышленных палат, в том числе Вятской (г.Киров), Омской, Старооскольской (Белгородская область), Южно-Уральской (г.Челябинск) ТПП, палат Чувашской Республики, Архангельской, Калужской, Саратовской областей, города Нижний Тагил
Главными темами совместного заседания стали обсуждение предложений по реформированию института государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и оценка последствий ужесточения процедуры по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ.
Вице-президент ТПП РФ Д. Н. Курочкин, открывая дискуссию, подчеркнул нежелательность, с точки зрения предприятий, отраслевых союзов и ассоциаций, принятия нормативных правовых актов, приводящих к избыточным ограничениям и неоправданным финансовым затратам бизнеса. В августе текущего года с принятием приказа Росприроднадзора от № 1022 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты» произошло резкое ужесточение процедуры выдачи регулятором разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, вызвавшее негативный отклик у региональных предприятий. Он заявил, что вопрос касается развития всей промышленности. Сейчас если установлено превышение норматива хотя бы по одному загрязняющему веществу, получить разрешение невозможно. «Требуемые показатели даже при значительных вложениях в очистные сооружения не могут быть достигнуты, - сообщил Дмитрий Николаевич. – В результате большинство природопользователей не смогут получить разрешение».
Не менее проблемной для бизнеса стала реализация Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности». Отныне без положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) невозможна выдача соответствующей лицензии. Вместе с тем, фактор «новизны» технологий определяется только одним признаком, а именно: проходила ли ранее эта технология ГЭЭ или нет. Из этого следует, что любые технологии утилизации отходов, которые основаны на элементарных физических принципах и широко применяются в течение многих десятилетий, должны пройти ГЭЭ для подтверждения «новизны». Кроме того, отсутствует перечень документов, которые необходимо направлять на ГЭЭ, а также критерии оценки их достаточности. Услуга прохождения ГЭЭ платная, заявитель при подаче документов вносит существенную предоплату. При принятии отрицательного заключения выдаётся выписка из протокола без объяснения причин и указаний требований к необходимым доработкам. Заявитель вновь должен подать документы и оплатить прохождение экспертизы. Все это приводит к высоким и необоснованным финансовым затратам бизнеса, резюмировал он.
В Калининградской ТПП уже не раз обсуждали эту проблему, работая над предложениями по изменению законодательства. Президент Союза «Калининградская торгово-промышленная палата» Ф. Ф. Лапин, включившись в дискуссию, отметил, что современное состояние института ГЭЭ существенно тормозит процесс импортозамещения в РФ. «Для нас, для калининградского бизнеса, испытывающего дополнительное санкционное давление из-за оторванности от основной территории России, эти вопросы наиболее чувствительны, - подчеркнул Феликс Феликсович. - Доставка морским путем сырья и готовых изделий существенно удорожает себестоимость нашей продукции. Мы не видим, честно говоря, адекватного роста платежеспособного спроса населения, который мог бы покрыть эти издержки. А издержки существенные. Стоимость экологической экспертизы, стоимость расчета норматива допустимых сбросов загрязняющих веществ и пользования водными ресурсами - это все затраты, которые влияют на себестоимость продукта. Надеемся получить от комитета поддержку наших предложений по изменению рассматриваемых сегодня регламентов».
Как упростить экспертизу
Председатель правления Регионального союза переработчиков отходов Калининградской области, председатель комитета по экологии и природопользованию Калининградской ТПП М.В. Балановский подробно разобрал проблемные вопросы института государственной экологической экспертизы новых техник и технологий.
«Вопрос возник не сейчас и касается не только сферы обращения с отходами, просто эта сфера на переднем крае, - сообщил Марк Валентинович. - Вопрос касается всего промышленного развития. У нас сейчас идет мобилизация сил и ресурсов, поставлена задача достижения технологического суверенитета. И если сейчас вопрос с ГЭЭ не решить, это будет «выстрел себе в ногу». С одной стороны изобретатели, инженеры, предприниматели будут создавать технологии, с другой стороны условный инспектор росприроднадзора придёт и скажет а, батенька, что-то у вас государственной экологической экспертизы нет, у вас же новая технология? Работать нельзя…»
Примеры абсурдности этих требований буквально на поверхности – «отечественный холодильник, отечественный автомобиль, отечественная коробка передач, трактор – это все новая техника и технология, поскольку по букве закона, все, что не проходило ГЭЭ является новым. Хотя, например, асфальт-битум был известен еще древним инкам. Но по закону это новая техника и технология, нужно проходить ГЭЭ».
Впрочем, Марк Валентинович подчеркнул, что «мы не выступаем против института ГЭЭ, потому что все мы экологи и понимаем, что это очень важно, чтобы сохранить окружающую среду. Нужно не отменять экспертизу, а ставить на современные рельсы».
Калининградская ТПП предлагает конкретизировать перечень документов, которые необходимы для прохождения государственной экологической экспертизы, четко сформулировать административные процедуры. «Чтобы инструмент работал, необходимо четкое понимание куда мы идем, необходимо исключение абсурдных требований, - настаивал Балановский. - Например, предприниматель, разработчик, годами вкладывает деньги в разработку ноу-хау. А чтобы пройти государственную экологическую экспертизу необходимо провести общественные слушания. То есть, он должен рассказать о своей технологии широкому кругу людей – специалистов, не специалистов, конкурентов. Конкуренты скажут, потирая ручки, спасибо, что рассказал, и, получив материалы общественных слушаний, а они достаточно подробны, смогут пройти ГЭЭ и запустить такое же оборудование, только под своим знаменем. Ни один разработчик в здравом уме не пойдёт на общественные слушания. Ряд абсурдных требований необходимо исключать, все административные барьеры, которые мешают развитию производства нужно ликвидировать». Калининградская ТПП предлагает установить мораторий на применении этой статьи закона (о проведении общественных слушаний) и не торопясь, через согласительные комиссии, разработать вменяемый документ.
Председатель комитета по экологии ТПП РФ С.М. Алексеев попросил направить в адрес комитета предложения по изменению законодательства, сформулированные калининградскими экологами. «Этот вопрос регулярно возникает на заседаниях Общественных советов, - заявил Сергей Михайлович. - Мы будем его озвучивать».
О сбросах
Заместитель председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию Юрий Максименко, со своей стороны предложил направить обращение в Правительство РФ о принятии мер по исключению из Административного регламента Росприроднадзора избыточного требования, влекущего высокие и необоснованные финансовые затраты бизнеса, по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Менеджер по связям с органами государственной власти АО «ОХК «Уралхим» Николай Нефедьев сообщил о необходимости внесения изменений в административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ, утвержденный приказом Росприроднадзора от 17.08.2020 № 1022.
Проработанная консолидированная позиция участников будет направлена в профильные федеральные органы исполнительной власти как конкретные предложения для внесения соответствующих изменений в нормативно-правовую базу.

Текст и фото Пресс-служба Союза Калининградская Торгово-промышленная палата
https://kaliningrad.tpprf.ru/ru/news/475513/

Другие новости

© 2012 Региональный Союз Переработчиков Отходов Калининградской Области; +7 (4012) 96-00-28; +7 (4012) 96-00-09; info@rspoko.ru